История развития стилей и конструкций отечественной мебели

История развития стилей и конструкций отечественной мебели

Выявление (определение) характерных особенностей в конструкциях и форме (архитектуре) современной мебели и тенденций их изменения на перспективный период невозможно без ознакомления с основными стилями, влияющими на развитие конструкций и форм отечественной мебели.

Под стилем понимают единство применения определенных принципов архитектуры и форм украшений в различных областях жизни. Применительно к истории развития форм и конструкций мебели существуют следующие важнейшие эпохи стилей русской мебели, а именно: народная мебель — первая четверть XVIII в.; рококо, барокко — середина XVIII в.; русский классицизм — конец XVIII в.; русский ампир — с 1830 г.; бидермайер — с 1850 г.; элементы разных стилей — конец XIX в.; модерн и псевдорусский стиль — начало XX в.; — 1930 г.; функционально-конструкторский — настоящее время.

Приведем краткую характеристику стилей русской и отечественной мебели, ее функции и применяемые материалы. Народная мебель в России, дошедшая до нас, в период до первой четверти XVIII в. была наиболее распространена. В крестьянском быту применяли различных размеров столы и скамьи определенного функционального назначения. Столы были больших размеров с прямоугольной крышкой из массивной древесины высокого качества. Подстолье конструктивно выполняли в различных вариантах: боковины щитовой конструкции из досок, соединенные проножкой; ножки различной формы, соединенные проножками или кругом; с царгой или без царг и т. д. Скамьи были обязательным предметом интерьера русской избы. Доску сиденья крепили одним концом наглухо к стене, другим концом — на ножки (фигурные, токарные и т. д.).

Национальные черты русского крестьянского быта оказали большое влияние на интерьер жилищ бояр и царей. Изделия Русской мебели народного стиля просты по конструкции, имеют прямолинейные очертания; спинки и локотники рамочной конструкции, украшены геометрическим орнаментом, резьбой. Однако с ростом международных связей Московского государства в Царском обиходе стали появляться изделия мебели западноевропейских и азиатских стран -кресла и стулья, ларцы, зеркала и т. д.

В первой четверти XVIII в. русское мебельное ремесло развивалось самобытно, но с учетом влияния западных мастеров.

Для этой эпохи характерны дубовые столы на массивных точеных ножках с шарообразными утолщениями, соединенных широкими проножками. Подстолья имели ящики с профильными рамками и различными украшениями. Мебель отличалась громоздкостью вследствие больших пропорций, завышенных сечений материала. Материал для изготовления народной мебели — сосна, липа, береза, клен, дуб.

Русское мебельное дело развивается в тесной связи с архитектурой той эпохи. В 40 — 50-е годы XVIII в. на развитие мебельного искусства заметное влияние оказали великие русские архитекторы того времени В. В. Растрелли и С. И. Чевакинский. Изделия мебели, выполненные русскими мастерами в те годы, отличаются своеобразием и неповторимостью. В их пропорциях и массивности чувствуется связь с барокко, мебель для сидения приближается к французским образцам стиля рококо, но ее орнамент проще и лаконичнее.

Во второй половине XVIII в. начинает развиваться классическое направление в архитектуре и соответственно в мебельном производстве, достигшем высокого художественного уровня. Наблюдается постепенный переход от изогнутых форм барокко и рококо к спокойным прямолинейным конструкциям классицизма в России, который завершается примерно к 80-м годам XVIII в.. Утверждается классическая орнаментика, в которой наряду с остатками барокко появляются самостоятельные декоративные решения, заимствованные из народного орнамента (ажурная резьба в виде розеток, ромбов и т. д.). В конце века русские мастера стали применять карельскую березу, иногда наряду с традиционным материалом — деревом используют кость, металл. Наиболее распространен геометрический сетчатый или звездчатый орнамент, изображающий вазы, гирлянды, цветы и т.д.

Оригинальной и единственной в своем роде была металлическая мебель мастеров Тульского оружейного завода из стали и бронзы в классическом стиле — туалетные столы, кресла, скамеечки и др. Изделия из металла отличались исключительной стройностью, легкостью и ажурностью.

Ты просто обязан поделиться этой статьёй, жми кнопки внизу!
Написать комментарий
Имя*
Email
Сайт
Введите ответ: 17+3=?
Сообщение*: